Как создавалась книга «Татуировки Якудза» – интервью журналиста
С криминальным миром японских гангстеров Якудза прочно ассоциируются две вещи: ритуал отрубания пальца Юбицумэ и, естественно, традиционные японские татуировки Ирезуми. Не нужно лишний раз говорить о том, что Якудза – это закрытый мир и, если ты не являешься его частью, практически, невозможно прикоснуться к нему и узнать как и чем живут его обитатели. Однако журналистам иногда выпадает честь приблизиться к этому закрытому миру. Примером тому являтся Антона Кустерс, фотографии которго знает едва ли не каждый из тех, кто интересуется Японией.
Также редкая возможность познакомиться с этим миром поближе выпала фотографу и журналисту из Швеции по имени Андреас Джоанссон. Он, фактически, прожил две с половиной недели вместе с представителями одной из японских банд, каждый день погружаясь в их повседневную жизнь. Результатом такой командировки стала, выпущенная им в 2017 году, книга Yakuza Tattoo (Татуировки Якудза), которая рассказывает не только о соответствующих татуировках, но и других аспектах жизни криминалитета Страны Восходящего Солнца.
«Я изучал историю религии, и в один прекрасный момент понял, что меня очень заинтересовало использование религиозных символов в японской традиционной татуировке. Я был на научной конференции в Японии и по ее окончанию сидел и пил пиво вместе со своим друзьями в одном из баров Иокогамы. Я не нашел ничего умнее, как начать в этом баре спрашивать местных – а не знает ли кто-то кого нибудь из Якудза, кто мог бы ответить на мои вопросы?»
«Можно сказать, что это были первые шаги в осуществлении моего проекта. Несмотря на абсурдность ситуации, один парень в баре сказал, что знает человека по имени Кен-Сан, и что он из Якудза. Он пообещал организовать нам встречу. На следующий день я встретился с Кен-Сан, который был членом Масуда-Гуми. Это одно из подразделений Ямагучи-Гуми, которая считается самой влиятельной криминальной группировкой Японии».
«Больше всего меня удивило то, что этот человек был до крайней степени дружелюбен и открыт! Через пару дней я уже общался со многими представителями Масуда-Гуми. А еще через два дня на меня вообще никто не обращал никакого внимания, как будто я с ними уже прожил целую вечность. Я не чувствовал никакого дискомфорта и был в течение всего этого времени абсолютно расслаблен. Для них я стал просто парнем с фотоаппаратом, не более. Я просто делал свою работу и никто мне не мешал. В каком-то смысле я временно стал частью банды».
«Я долго готовился к интервью, которые затрагивали некоторые известные нам ритуалы, например, такие как Юбицумэ. Но все мои приготовления оказались впустую потраченным временем! Самым глупым занятием из них оказался просмотр художественных фильмов о Якудза. Все только лишь шутили и смеялись по этому поводу. Я поставил стамеску на палец и ударил по ней молотком, все это время напевая тему из Супер Марио, а палец улетел куда-то, словно бы это и был Супер Марио – вот такой рассказ был относительно ритуала Юбицумэ».
«У меня, как у человека, далекого от криминального мира Японии, было множество устоявшихся стереотипов относительно татуировок Якудза и их значений. Например, если на спине изображен дракон, то это обязательно должен быть главарь, или что-то в этом роде. Однако я выяснил, что в культуре японской криминальной татуировки нет ничего подобного. Татуировки там являются исключительно личным атрибутом и несут в себе лишь персональные значения».
«Отдельно стоит сказать о личных взаимоотношениях тату-мастера и носителя татуировки. Желающий сделать себе татуировку обязательно должен неоднократно и обстоятельно побеседовать с мастером. Мастер должен максимально хорошо узнать заказчика, и только потом будет принято решение, что из себя будет представлять татуировка. В большинстве своем, татуировки Якудза вообще не имеют отношения к их ремеслу. Иной раз все очень просто: один парень изобразил у себя на спине старые японские монеты потому, что он был выходцем из бедной семьи и разбогател, вступив в ряды Якудза. Он это сделал для того, как он сам сказал, чтобы вновь не стать бедным».
«Уже давно происходит процесс интеграции западных ценностей в японскую культуру. Дело коснулось и татуировки. Молодые люди все чаще и чаще предпочитают отходить от строгих традиций японской художественной татуировки. Естественно, что далеко не всем это нравится, особенно представителям старшего поколения такое положение вещей не по душе. Когда я рассказал о том, что хочу посвятить целую главу своей книги этому вопросу, у боссов Масуда-Гуми было однозначное мнение – не позволить мне это сделать. Однако позже они изменили свое решение».
«Наибольшее количество противоречий вызвало название будущей книги – Yakuza Tattoo. Ибо в Японии слово татуировка имеет совсем другое значение, нежели слово Ирезуми. Кен-Сан тогда сказал мне: татуировки – это то, что находится у тебя на плечах и предплечьях, это мода. А мы носим Ирезуми – это то, что является отражением того, кем ты являешься на самом деле».